Страхование культурных ценностей как оберег исторического наследия страны

classinvest.ru
Страхование культурных ценностей как оберег исторического наследия страны

Мировая история находит свое отражение в общепризнанных ценностях, создаваемых людьми и передаваемых из поколения в поколение. Произведения живописи, графики, скульптуры, ювелирного и других видов искусства представляют собой культурное наследие человечества. Каждая страна вносит свой вклад в эту сокровищницу не только тем, что пополняет ее, но и тем, что бережно хранит принадлежащую ей долю мировых культурных ценностей. Недостаток внимания к защите этих объектов может повлечь за собой утрату их одного за другим, а следом и целой истории.

Специфика процесса страхования

В экономическом секторе защиту материальных объектов обеспечивает страхование. Но если на западе по большинству видов это уже давно практикуемое и устоявшееся занятие, то про Россию в полной мере такого сказать нельзя. Применительно к страхованию культурных ценностей, процесс здесь развивается неторопливо, тогда как Россия является обладателем одной из крупнейших в мире коллекций произведений искусства. Этот специальный вид имущественного страхования предполагает множество проблем, рисков, дополнительных расчетов и расходов, что замедляет его развитие.

В большинстве своем ценности страхуются во время экспонирования на выставках. При нахождении объектов в месте постоянной экспозиции администрации музеев предпочитают нанимать людей или устанавливать охранные системы. Но это тоже рискованно, так как хранение культурных ценностей подразумевает соблюдение множества правил, определенных климатических условий, что в случае непредвиденных форс-мажорных обстоятельств повлечет за собой порчу этих объектов, и никакая охранная компания не компенсирует потери.

Одной из проблем недостаточно энергичного развития защиты этих объектов является то, что:

  • во-первых, сами по себе они бесценны, и если чего-то стоят, то невероятных денег. Так что, не каждая страховая организация возьмется за обеспечение их покрытия;
  • во-вторых, сумма, включаемая в договор, как правило, равна стоимости объекта. В то же время комиссии музеев, опираясь на собственный опыт, мониторинг рынка произведений искусства, результаты торгов на известных аукционах, самостоятельно выводят стоимость отдельных объектов. Вмешательство страховщиков не допускается по причине действия при перевозке принципа «wall-to-wall» (от стены до стены), предусматривающего покрытие всех рисков гибели и (или) повреждения по любой причине;
  • в-третьих, согласно требованиям Министерства культуры России, полис должен покрывать все необходимые действия по маршруту перевозки, а также военные риски, терроризм, вандализм, хищение и т. д.

В значительности суммы по договору сами страхователи заинтересованы больше всего, но не потому, что от нее зависит страховая премия, а потому, что реставрации в исполнении даже самых дорогих мастеров не заменят подлинности объектов, и все переделанное превращается в копии.

При худшем раскладе страхового случая утешением для страхователей может служить лишь приобретение на сумму страховой выплаты (возможно, с доплатой) другого объекта, имеющего культурную ценность. То же самое происходит при потере или уничтожении одного из частей какой-нибудь композиции, отчего эта композиция теряет свою целостность и значимость; страхователю выплачивается стоимость всей композиции, но при этом страховщик забирает себе оставшиеся целые части.

Решением этой проблемы может служить для страховщика надежная перестраховочная компания (сейчас перестраховываются риски свыше $10 млн), согласованная со страхователем, и четко прописанная в договоре величина ущерба при наступлении страхового случая. Иначе могут быть долгие разбирательства, как на примере картины Рембрандта «Портрет пожилой женщины» в 2001 году.

Нюансы взаимодействия с владельцами частных коллекций

Еще одним замедляющим фактором роста этого сегмента рынка является пассивность частных коллекционеров. Далеко не все они стремятся застраховать свои сокровища, и чаще потому, что просто не хотят обнародовать имущество, так как у них могут оказаться украденные объекты или, они сами опасаются противоправных действий.

А также причиной может являться то, что страховщик не примет на страхование произведение искусства, которое не имеет официального подтверждения подлинности, что стоит тоже немалых денег. Выходом здесь является набор страховой компанией небольшого количества собственных хорошо обученных экспертов или оценщиков, знатоков в области искусства, чтобы страхование для коллекционеров было более доступным.

Перспективы развития сегмента

Несмотря на все сложности, рассматриваемый сегмент рынка имеет значительный потенциал для роста. «Благополучателями» станут как страховщики, так и обладатели ценностей, а также все лица, проявляющие интерес к искусству и наследию России. Но не следует, однако, забывать, что страхуются особенные предметы, отсюда этот вид никогда не был и, скорее всего, не будет массовым, хотя его страхование необходимо так же, как и страхование квартиры или машины.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения
Загрузка Google reCAPTCHA