Налоги 1991 года. Важные положения налоговой реформы РФ

Логотип ClassInvest.Ru
Налоги 1991 года. Важные положения налоговой реформы РФ

Предлагаю Вам окунуться в историю нашей страны тридцатилетней давности. Хочу привести основные положения и детали функционирования налоговой реформы — гибкой системы налогообложения, которую планировалось ввести в Российской Федерации с 1991 года.

Вот смотрите, какой в то время законодатели видели концепцию взимания налогов, ставшей прародительницей современной фискальной системы.

  • Первым по важности моментом системы гибкого налогообложения станет дифференциальная рента на природные ресурсы.

После её введения будут созданы предпосылки преодоления региональной замкнутости, развития межреспубликанских, межобластных и межрайонных объединений, консорциумов по производству товаров народного потребления, продовольствия, конкурентоспособной продукции.

Нельзя допустить передачи земли в вечное пользование, как и ее продажу в частные руки, так как это приведет к социальному неравенству между людьми. В то же время срок первичной аренды на землю должен составлять 10—25 лет с предоставлением права пользователю продления аренды при условии повышения плодородия земли.

  • Вторым по важности в системе гибкого налогообложения должен стать дифференцированный прямой налог на оборот во всех отраслях народного хозяйства, кроме АПК.

Для стимулирования экспорта продукции, поставок сертифицированной наукоемкой продукции по госзаказу, особенно товаров народного потребления, по фиксированным ценам целесообразно минимальное налогообложение в пределах до 2% с каждого рубля продажи.

Государству при этом следует устанавливать фиксированные цены не более чем на 600 видов продукции, из которых 150 — основные виды энергосырьевых ресурсов, 150 — продукты питания, а остальные — товары для детей, людей пожилого возраста и инвалидов, по которым надо доводить до предприятий госзаказ на уровне не ниже 95% от плана производства.

При этом фиксированные цены на энергосырьевые ресурсы с учетом рентных платежей должны быть приближены к мировому уровню. Фиксированные цены на продукты питания, одежду и обувь для детей, инвалидов, людей пожилого возраста должны быть максимально приближены к действующим розничным ценам с разницей только на торговую скидку (5—7%).

На ближайшие три года целесообразно ввести лимитированные цены, районированные по регионам, еще на 500—600 видов сельскохозяйственной продукции, в основном на овощи и фрукты. На все оказываемые виды услуг, на выпуск несертифицированной продукции, где в основном применяются договорные цены, величина налогообложения должна составлять от 8 до 20% с рубля продажи в зависимости от важности и необходимости развития конкретных видов услуг или производства товаров, потерь материалов и энергоресурсов при использовании устаревших технологий.

Такая форма налогообложения должна стимулировать производство продукции высокого качества, ресурсосбережение, стремление коллективов бороться за получение большего госзаказа на поставку продукции. В целях лучшего использования земли выращивание биологически чистой сельскохозяйственной продукции не должно облагаться прямым налогом.

Через налогообложение будут стимулироваться натуральное производство, улучшение ассортимента и качества продукции, нужной населению, а не рост стоимостных показателей.

Введение прямого налогообложения на производство всех видов продукции и услуг позволит упорядочить соотношение между оптовой и розничной ценами по всем видам товаров народного потребления, снизить до 5—7% торговую наценку, чтобы не взвинчивать рост розничных цен. Сферу действия акцизного налога следовало бы ограничить вино-водочными, табачными, ювелирными изделиями и легковыми автомобилями с распределением получаемого дохода между государственным и республиканскими бюджетами.

  • Третьей составляющей системы гибкого налогообложения должен стать подоходный налог с предприятий, организаций, кооперативов в зависимости от направлений использования заработанных средств.

Опыт работы предприятий и организаций по первой и второй моделям хозрасчета подтверждает не только прогрессивность второй модели хозрасчета, но и возможность широкого развития на ее основе арендных отношений во всех отраслях народного хозяйства.

Введение ограничений на фонд оплаты труда, установление различных искусственных расчетных соотношений не исключают инфляцию и в то же время ограничивают предприимчивость хозяйственных руководителей только государственных предприятий и организаций, не затрагивая кооперативы, хозяйственные подразделения общественных организаций.

С экономической точки зрения более приемлема дифференциация налога в зависимости от направлений использования дохода вместо налога с прибыли.

Для стимулирования развития и технического перевооружения производства желательно минимальное налогообложение в пределах 3—5% фактического расхода на данные цели в течение года, кроме предприятий перерабатывающей промышленности. При этом 3% налога взимается при организации производства продукции и технологии мирового уровня, 4% — при превышении лучших отечественных показателей, 8% — при поддержании действующего уровня производства.

Налогообложение при использовании фонда социального развития должно составлять 5—7%, а фонда оплаты труда — в пределах 18—25% в зависимости от отрасли производства, что будет сдерживать нарастающую волну инфляции.

Налогообложение по расходам на социальные цели должно быть дифференцировано по климатическим зонам: 5% — в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, 6% — в среднеевропейской части, 7% — в южных районах нашей страны.

Налогообложение фонда оплаты должно быть дифференцировано по условиям труда и климатическим зонам. Например, предприятия угольной и металлургической промышленности в районах Севера, Сибири должны выплачивать налог на фонд оплаты труда 18%, а сферы быта, торговли в Сочи — 25%».

Продолжение следует…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения
Загрузка Google reCAPTCHA