Что мешает развитию рынка экспресс-лизинга?

Логотип ClassInvest.Ru
Что мешает развитию рынка экспресс-лизинга

Экспресс-лизинг – продукт очень удобный для потребителя, который практически моментально без особой волокиты и лишних формальностей может получить автотранспорт, спецтехнику или спортивное оборудование в лизинг. Однако лизинговые компании смотрят на быстрые сделки с опаской, так как высокая скорость заключения договоров не дает им возможности должным образом проверить клиента, а это значительно повышает риск невозврата.

Лизинг «по-быстрому» от банковского экспресс-кредита технологически отличается только тем, что, беря, к примеру, оборудование для автосервиса в лизинг, клиент сразу получает имущество, а не деньги на его покупку, как в случае с банковским займом. Для оценки платежеспособности потенциального заемщика и в том и в другом случае используется скоринговая система. Эта методика достаточно надежна, но и она не может застраховать лизингодателя от ошибок. Возможные риски и являются тем самым фактором, который тормозит развитие рынка экспресс-лизинга.

Проблемы и ограничения

Лизинговые компании, принимая решение о заключение договора и, к примеру, передавая спортивное оборудование в лизинг, не могут всесторонне оценить финансовое положение своего клиента. Поэтому они используют только высоколиквидное имущество, которое, в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств, можно быстро и с наименьшими затратами реализовать. То есть, автомобиль или оборудование для автосервиса в лизинг «по-быстрому» взять можно, а вот сложную спецтехнику, требующую дорогостоящего монтажа – нет. Такие ограничения с одной стороны несколько снижают круг потенциальных лизингополучателей, но с другой стороны минимизируют риски лизинговых компаний.

На сегодняшний день доля заключенных договоров по программам экспресс-лизинга составляет порядка 10% от всех сделок на рынке финансовой аренды и в ближайшее время вряд ли этот показатель увеличится – так считают эксперты. По их мнению, сейчас большинство потенциальных лизингополучателей – представителей среднего и большого бизнеса, нуждается в сложном дорогостоящем и энергоемком оборудовании, а при подобных требованиях поверхностные и стандартизированные запросы экспресс-лизинга просто неприменимы.

Быстрый лизинг – идеальный инструмент для малого бизнеса. Такие предприятия обычно работают на ближайшую перспективу, поэтому для них по-настоящему важно быстро обеспечить выполнение своих первоочередных задач. То есть, за скорость они согласны переплачивать, а это значит, что программы экспресс-бизнеса для таких клиентов – оптимальный вариант.

Вялая конкуренция – отсутствие стимула для развития

Отсутствие жесткой конкуренции, которая в любых сферах является лучшим стимулятором, привело к тому, что правила игры диктуют лидеры рынка – крупные компании, явно не стремящиеся увеличивать долю быстрого лизинга в общем портфеле услуг. Новым участникам рынка для того, чтобы занять свою нишу, приходиться применять нетрадиционные схемы и даже демпинговать, однако потенциальные клиенты все равно предпочитают иметь дело с проверенными игроками.

Также существует мнение, что развитию этого направления мешает несовершенство законодательства, которым вопросы оперативного лизинга просто не регламентируются. В то время как хорошая законодательная база де-факто является одним из мощных стимулов развития сектора экспресс-лизинга.

И, естественно, серьезным сдерживающим фактором является отсутствие единой клиентской базы. У лизинговых компаний просто нет доступа к кредитным бюро, а, следовательно, и нет возможности получить максимально полную и достоверную информацию о платежеспособности потенциального клиента.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения
Загрузка Google reCAPTCHA