«Японизация» экономики. Эволюция технологий и стоимость труда. Часть 1

Логотип ClassInvest.Ru
«Японизация» экономики. Эволюция технологий и стоимость труда. Часть 1

Чтобы в должной мере оценить пузырь и дальнейшую дефляцию в Японии, нужно понимать стадии ее технологического развития и стоимости труда.

Хоть и принято считать, что от Второй мировой войны максимально пострадала Европа и в первую очередь СССР, тем не менее, максимальный урон получила как раз таки Азия. Японский нацизм был хуже немецкого. Для тех, кто не в курсе, рекомендую почитать хотя бы про нанкинскую резню. Японцы сначала изгнали из Азии европейцев, а затем устроили геноцид всех, кто попадался под руку. В первую очередь, китайцев.

В Азии и до этого все было так себе: европейцы выкачивали хищническим способом ресурсы из своих колоний. Теперь же, после разрушительной войны и полнейшего опустошения, перманентный голодомор стал обыденностью по всему региону. Единственным куском крупной страны, который отошел американцам в этом регионе, стала Япония. К тому же, она граничила с СССР, и вместе с Германией на Западе стала своего рода заградительным барьером между СССР и США. А заодно и «витриной капитализма», которая должна была показать всю несостоятельность коммунистического устройства экономики.

Американцы начали самыми активными темпами восстанавливать Японию и Германию. Были выделены кредиты, открыт рынок США для продукции своих новых сателлитов. Выигрышным нюансом Японии на фоне Германии также оказалась «культура позора», которая в Европе практически отсутствует. Идея очень проста: лучше смерть, чем позор. Или более мирная вариация: в жизни нет никаких приоритетов до тех пор, пока не смыт позор былого поражения.

Япония очень хотела побыстрей восстановить страну и снова стать «великой державой». Поэтому японцы работали как не в себя и экономили, чтобы не потреблять, а инвестировать обратно в развитие (в первую очередь, покупку технологий и патентов на Западе). Из-за политики изоляции, которую использовало правительство Японии до Второй мировой, часть технологий была недоступна японцам в принципе. И покупка каждого нового патента, партии станков и выписка инженеров с Запада значительно повышали производительность.

Период с 1951 года, когда оккупационное правительство сменилось собственным, можно сравнить с Китаем 90-ых годов. На отставших технологиях и патентах и за счет супердешевого труда в стране массово начали открываться предприятия по производству ширпотреба и простенькой электроники. Так же, как и в Китае, присутствовало крайне низкое качество, высокий процент брака и откровенные подделки под именитые бренды. В 1950-ые годы «японский товар» воспринимался американцами, как «китайский товар» русскими в 90-ые.

Только с 1960-го года Япония наконец дошла до состояния, когда сама могла начать разработку технологий. За годы сверхурочной работы и тотальной экономии на это появились финансовые ресурсы. Да и за 15 лет после войны удалось частично восстановить собственное образование. За пять лет японцам удается войти в топ производителей бытовой техники и начать конкурировать за рынки сбыта с европейцами.

Причем к концу этой ударной пятилетки большинство технологий в японских приборах было уже собственными, а не купленными за рубежом. После того, как удалось стать лидером в бытовой технике, японцы переключились на автомобильную отрасль. Это был один из крупнейших рынков на тот момент в мире, а также наиболее наукоемкий и уступавший разве что авиации, космосу и ядерной энергетике.

За 10 лет (к 1975 году) японцам удалось опять-таки войти в мировой топ стран-производителей автомобилей. Они конкурировали с европейцами и американцами, что даже привело к торговым войнам, в результате которых японское производство было частично перенесено в США. Пика своего автомобильного могущества Япония достигла в 1989 году, как раз за мгновение до прорыва пузыря. За год в стране было выпущено 13 млн. автомобилей. Для сравнения, в США в тот год было произведено лишь 10 млн.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения
Загрузка Google reCAPTCHA