Яндекс и Тинькофф. Почему их акции сейчас так дорого стоят?

Логотип ClassInvest.Ru
Яндекс и Тинькофф. Почему их акции сейчас так дорого стоят?

Взлет цен на акции Яндекса и Тинькофф после 18 марта этого года, скажем так, не очень увязывался с происходящим в российской экономике. Обе компании сугубо российские — Тинькофф представлен исключительно на российском рынке, у Яндекса дела чуть лучше: они еще работают на рынках Беларуси, Казахстана, Армении и еще парочке микрорыночков с постсоветского пространства. Но всем очевидно, что львиную долю выручки Яндекс получает именно в РФ и без этого рынка компания не может существовать.

То есть, обе компании получают выручку в рублях и по максимуму завязаны на российский рынок. Как я уже объяснял ранее, это означает, что их бизнес является деривативом от мирового нефтяного рынка.

Думаю, вы прекрасно знаете, что дела на нефтяном рынке сейчас, мягко говоря, идут не очень хорошо. Тогда почему цена акций этих двух компаний так прет вверх последние 2 года? На чем основан фундамент этого роста? Ведь они не просто достигли доковидных значений, а очень прилично их обогнали.

Российскую экономику через полгода ждет восстановление и бурный рост? Или может быть Яндекс с Тиньковым смогут откусить значительный кусок рынка у Сбера и Mail.ru? Это, конечно, возможно, но не так быстро) P/E (цена акции, деленная на прибыль) у Яндекса на пике цены была в районе 200 — просто зашкаливающий показатель для российской компании. У Тинькофф все гораздо скромнее — на пике этот показатель был в районе 10, что для российского банка в текущей ситуации все равно очень много.

Для сравнения, у гораздо более стабильного с финансовой точки зрения Сбера этот показатель равен всего лишь 6. Просто сравните: 200 и 6. Получается, что если кто-нибудь сейчас выкупит все акции Яндекса, то чтобы вернуть свои вложения, компания должна будет 200 лет приносить ту же прибыль, что она демонстрировала в 2019 году. А вот Сберу потребуется для этого лишь 6 лет.

Причем Яндекс и Сбер стали восприниматься в 2020 году как прямые конкуренты. В начале года у них произошла размолвка и Сбер решил строить свою экосистему вместе с Mail.ru. Яндекс же пошел по своему пути, потеряв весь финансовый сектор (пришлось отдать Сберу Яндекс.Кассу и Яндекс.Деньги).

Для текущих цен акций Яндекса есть много довольно правдоподобных оправданий:

  • Текущий менеджмент отлично выжимает все соки из компании, доходы растут год от года.

Сравните первый экран с результатами выдачи поисковика в 2012 году и в 2020. Сейчас по любому коммерческому запросу вам просто не удастся найти органики. Все будет занято либо рекламой продуктов самого Яндекса, либо платными размещениями других компаний.

В среднесрочной перспективе это отличный подход, чтобы выжать из компании побольше результатов. На длинной же дистанции обычно это ничем хорошим не заканчивается. Но краткосрочно Яндекс очень хорошо растет. К тому же, главного конкурента в лице Google в перспективе можно прижать с помощью админ ресурса. Все это безусловный плюс для роста цены акций компании.

  • Яндекс входит в индекс NASDAQ — самый перегретый со времен начала пандемии американский индекс технологических акций.

За счет того, что Яндекс в нем изначально состоял, это сильно увеличило спрос на его акции. Поскольку большинство инвесторов-физиков не парились и просто покупали этот индекс, а не отдельные компании, которые в него входят.

Таким образом, хоть инвесторы-нерезиденты и бегут из российского рынка, за счет того, что Яндекс торгуется также и в США, да еще и входит в такой «горячий» индекс, ему удалось получить дополнительный спрос на свои акции.

  • Из-за понижения ключевой ставки российские физики ринулись на фондовый рынок и стали брать акции знакомых им компаний.

Ну а Яндекс — это компания, продуктами которой так или иначе пользовался любой житель РФ. Так что бренд компании позволил так выстрелить «на деньгах физиков».

  • Яндекс, как и любой IT-гигант, выиграл от ввода карантина.

В общем, если сделать 5 оборотов вокруг себя, а потом прищуриться, то можно поверить, что цена Яндекса сейчас является справедливой (конечно, нет).

Но на чем тогда растет банк Тинькофф? Объективно говоря, IT-компанией он не является. Весь бизнес сильно завязан на выдаче необеспеченных кредитов (кредитных карт), просрочка по которым в 2020-2021 годах будет рекордной. У компании нет ни одного реального IT-продукта, не связанного с банкингом, то есть с теми самыми кредитками.

В отличие от Яндекса, у которого чего только нет: такси, доставка еды, облачные технологии, образовательные проекты и так далее.

Единственный реально перспективный проект у Тинькофф — это Инвестиции. Да и то, показатели роста там во многом кажутся сомнительными из-за стимулирующих акций. Мосбиржа недавно публиковала статистику по среднему объему средств на счетах российских инвесторов — сумма там сильно ниже 100 000 рублей. Так что люди у нас по-прежнему гораздо охотнее инвестируют в бетон, чем в фондовый рынок.

Соответственно, на NASDAQ акции Тинькофф не торгуются, да и бренд это далеко не такой же популярный, как Яндекс, чтобы все ломанулись его брать при первой же мысли о покупке акций. Многие даже не знают, что этот онлайн-банк торгуется на бирже.

В общем, пик по цене акций Тинькофф (P/E = 10) и Яндекс (P/E = 200) пару недель назад был уже очень похож на краткосрочное раздутие пузыря заинтересованными лицами. Ведь даже у железобетонного Сбера, который имеет господдержку и скупил уже половину российского интернета, P/E почти вдвое ниже, чем у Тинькофф, и в 40 раз меньше, чем у Яндекса.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения
Загрузка Google reCAPTCHA