Связь инфляции и роста производительности труда

Логотип ClassInvest.Ru
Связь инфляции и роста производительности труда

Как я уже не раз отмечал: инфляционные ожидания населения в связке с процентной ставкой являются двумя главными макроэкономическими показателями на которые стоит обращать внимание инвестору.

Вообще разговоры о реальном уровне инфляции, по-моему, одни из самых любимых в народе. Абсолютное большинство населения уже даже не сомневается, что Росcтат врет и занижает ее показатели в 2-3 раза. А там, где цены не растут, производитель просто уменьшает упаковку.

У большинства в голове инфляция зависит лишь от одного параметра: объем денег в экономике. Если денег печатают больше или курс национальной валюты падает, то и цены будут пропорционально расти.

Но механизм инфляции сложнее и на самом деле напрямую зависит от роста производительности. Как всем хорошо известно: стабильный рост экономики может обеспечить только растущая производительность труда. А все остальное это лишь мишура/подпорки, которые должны стимулировать ту самую производительность.

Представим предприятие, которое выпускает велосипеды. Допустим они делают одну модель себестоимостью в 10 000р и ценой для конечного покупателя 12 000р. В результате технического прогресса предприятию удалось повысить производительность труда в 2 раза. То есть теперь себестоимость стала 5 000 рублей, а цена может оставаться той же: 12 000р.

Как раз эта возможность многократно увеличить прибыль и заставляет предприятия вкладываться в новые технологии. На деле же предприятию конечно придется снижать цену, чтобы продать больше, занять большую долю на рынке и в итоге еще больше экономить за счет массовости производства. Таким образом за счет развития технологий будет наблюдаться дефляция.

Чтобы дефляции не образовывалась, Центральный банк допечатывает больше денег либо ускоряет. В результате с помощью кредита и инвестиций компании получают средства на развитие технологий, а цены не уменьшаются потому что денег в системе становится больше.

Все это конечно в идеальной системе. На практике же мы сталкиваемся с очень интересным явлением. В США, Европе или Японии официальная инфляция крошечная: 1-2%. В России по официальным данным за 2020 года она 3%.

Но глядя на свои траты люди, что в РФ, что в развитых странах как то не особо верят в такие цифры, потому что стоимость жизни растет астрономически.

В чем же дело? А дело в первую очередь в том как именно растет эта производительность труда. Например, человечество за 100 лет смогло добиться очень дешевых калорий и еще более подешевевшего их хранения. Если в начале 20 века вопросы голода были крайне актуальны для Европы и уж тем более для стран Африки и Азии, то теперь о таком явлении, как смерть от недоедания вспоминают разве что только в отдаленных уголках Африки.

Но какой ценной мы добились этих дешевых калорий? Еда стала очень низкокачественной: антибиотики, влагоудерживающие агенты, химикаты, пальмовое масло вместо животных жиров.

Тоже самое с автомобилями: если раньше немецкие авто могли спокойно проехать без капремонта 300-400 тыс. километров, то теперь дай бог если их хватит на 100 тыс. А на деле новые бюджетные мерседесы разваливаются уже на 50 тыс. Тоже с одеждой и почти всеми потребительскими товарами кроме микроэлектроники и программного обеспечения. И сверху этого все еще и подвержено шринкфляции.

Технологии уже давно не позволяют нам сохранить тот же уровень качества продукта, снижая себестоимость. В основном мы получаем продукт худшего качество за пропорционально меньшие деньги. Просто до изобретения пальмовых масел молоко разбавляли водой, а теперь разбавляют этим самым маслом сохраняя туже цену.

Посмотрите сколько стоят так называемые «органические продукты» или качественная одежда. В 3-5 раз дороже! Это очень хорошо демонстрирует реальный уровень инфляции. Так что ощущения нас не обманывают. Нам нужно отдавать в разы больше денег, чтобы поддерживать прежний уровень жизни.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения
Загрузка Google reCAPTCHA