Что такое стагфляция?

Логотип ClassInvest.Ru
Что такое стагфляция?

Обратил внимание, что часто читатели неправильно интерпретируют или вовсе не знают такой термин, как стагфляция. На мой взгляд, он становится крайне актуальным в реалиях ковидного кризиса и ответной реакции на него в виде бескомпромиссного QE.

Если с инфляцией все понятно, — это обычный рост цен, и при небольших годовых значениях (2-6%) она только позитивна, поскольку свидетельствует о росте спроса, а значит и бизнес-активности в стране, — то с дефляцией чуть сложнее. Но тоже довольно просто: во время кризисных явлений спрос в экономике падает, а вслед за ним и цены.

Если спрос продолжительное время не восстанавливается, то бизнесу приходится сокращать персонал, люди лишаются работы или их зарплату сокращают, в результате суммарный спрос в экономике падает еще больше и получается самоусиливающийся эффект (петля дефляции), который разрушает кредитный рынок (растет процент невозвратов и усложняется получение новых кредитов), что приводит к мощнейшему кризису (например, Великая депрессия в США, Япония 90-ых).

А вот термин стагфляция не так популярен. Он состоит из двух слов: стагнация и инфляция. Это означает одновременный рост цен и сокращение зарплат/бизнес-активности в стране.

В обиход он вошел в 1970-ые, когда весь западный мир погрузился в кризис той самой стагфляции. Предыдущие 25 лет ознаменовались буйным ростом после Второй мировой войны. Потребление в США и Западной Европе выросло в разы. Капиталистические экономики стали переваривать огромное количество ресурсов: энергия, продукты питания и прочее сырье.

Тот период можно назвать первым пиком потребления нефти. Огромное количество людей получило доступ к личному автомобилю и путешествиям на самолетах. Разросшаяся сфера услуг требовала огромных логистических затрат, которые осуществлялись в основном на двигателях внутреннего сгорания.

В результате арабо-израильского конфликта и последующего за ним нефтяного кризиса в 1973 году, цены на нефть резко подскочили. Американцы просто не могли заправить свои 6-литровые маслкары. Бензоколонки были пустыми. Чтобы как-то привести рынок в норму, пришлось резко поднять цену на нефтепродукты (в среднем в 2 раза). Бизнес-активность резко сократилась. Это можно было сравнить с карантином. Авиакомпании сократили рейсы, люди стали гораздо меньше путешествовать, потреблять и чаще оставаться дома.

Все это привело к сокращению бизнеса и росту цен. Ведь во все товары заложена стоимость их доставки (энергии, необходимой для этого). Инфляция в США в те годы была выше 10% в год. А товары и услуги, которые потреблял средний класс и элита, и вовсе выросли в цене на 20-50%.

Все это вызвало мощнейший кризис во всем западном мире. Огромная отрасль автопрома США (первая в мире по размеру на тот момент) получила удар, от которого уже так и не смогла оправиться. Американцы резко перешли на японские автомобили с двигателями маленького объема, которые потребляли в 2-3 раза меньше топлива (в Японии нефть всегда была сверхдефицитным товаром).

Вся эта заварушка даже заставила США сформировать свой знаменитый нефтяной резерв, который в 2020 году спас мировую нефтяную отрасль от полного коллапса (было куда консервировать излишки нефти).

В результате этого кризиса Япония получила мощный толчок к своему развитию, который США пришлось «обрезать» уже с помощью финансовых манипуляций.

Теперь кратко резюмирую, что является причиной стагфляции:

  • резкий рост цен на сырье (скорей всего энергию);
  • слишком дорогая рабочая сила в стране, что вызывает отток производств в другие страны;
  • сильный конкурент, который готов быстро перехватить ваш рынок сбыта;
  • энергоемкая экономика. Если рынки в стране неэффективны с точки зрения потребления энергии, то ценовой шок вызывает моментальную остановку экономики.

Эффекты от стагфляции схожи с дефляционными: цены растут, потребление падает, бизнес сокращает рабочие места и все это в самоусиливающейся петле.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения
Загрузка Google reCAPTCHA