Современные технологии порождают огромное количество методов обмана людей через интернет–пространство. Изобретательность аферистов впечатляет: обманывают людей как через возможности программного обеспечения (сайта, вирусы, банкинг), так и посредством психологического воздействия (человеческий фактор, самостоятельный перевод денег и доверчивость). Как не стать жертвой обмана?
Основные правила безопасности в интернете
Интернет – «непаханное» поле для мошенников всех мастей и рангов. Процветает обман наивных покупателей при продаже бытовой техники или авиабилетов, требуют предоплату за товар, который никогда не будет доставлен, сеть пестрит заманчивыми объявлениями о приумножении доходов путем сомнительного инвестирования. Пластиковые карты и различные гаджеты делают жизнь комфортнее и параллельно способствуют возникновению различных видов мошенничества.
Итак, вот основные правила вашей безопасности в глобальной сети:
- не отправляйте свои личные данные, номера банковских карт, пин–коды через мессенджеры;
- отключайте автоматический вход в сеть через Wi–Fi–соединения;
- не заходите в свои профили в интернет–кафе;
- используйте сложные и разные пароли;
- включите двухфакторную аутентификацию;
- если пришло сообщение от знакомого с просьбой одолжить деньги, ничего не отправляйте;
- если в секретных вопросах указали девичью фамилию мамы, поменяйте: злоумышленники легко могут найти информацию в открытом доступе в сети;
- не делайте покупки в социальных сетях, не вносите предоплату с переводом средств на карту физического лица;
- создайте отдельную виртуальную карту для оплаты платежей в интернете;
- не делайте жалостливых репостов про бедного щенка, велика вероятность мошенничества;
- в случае утери телефона или банковской карты – немедленно блокируйте гаджет и сим–карту;
- при подписке на отдельные приложения спустя тестовый период (2–3 месяца) могут быть списаны средства, удалите данные карты в настройках.
Процент виртуальных аферистов не превышает количество реальных мошенников – учитывайте советы, и вы защите себя от возможности потерять деньги в интернете.
Куда жаловаться если вас обманули в интернете
Итак, куда вам нужно обращаться, если вы столкнулись с киберпреступностью или мошенничеством в интернете?
Деятельность интернет-магазинов, виртуальных рекламных ресурсов, социальных сетей контролируется теми же организациями, что и реальных организаций. Это Общество защиты прав потребителя, Роскомнадзор и горячая линия русскоязычного сегмента интернета (Рунета), куда можно обратиться с жалобой – rocit.ru/hotline.

Чтобы не «попасться на удочку» аферистов, при выборе интернет-ресурса обращайте внимание на:
- дату регистрация домена (небольшой срок регистрации – это высокая вероятность мошенничества);
- отзывы на форумах и специальных сайтах–отзовиках: отсутствие мнения людей или однотипные комментарии говорят о том, что эти комментарии заказаны мошенниками;
- объективно оцените предложения ресурса: брендовая коллекция с 95% скидки – это очевидная приманка.
Вернуть самостоятельно деньги практически невозможно. Аферисты часто используют средства оплаты, которые не требуют подтверждения их личности – это усложняет возможности поиска. Данные, указанные в объявлениях, вымышлены, копии регистрации магазина являются фальшивыми.
Потерпевший должен подать заявление в правоохранительные органы, подробно описать произошедшую ситуацию и объяснить суть действий мошенника.
Таким образом, вернуть украденные средства можно только в том случае, если аферисты будут найдены, и их вина будет доказана.