Экономика для чайников: как формируется цена на товар

Логотип ClassInvest.Ru
Экономика для чайников: как формируется цена на товар

Торговля — это взаимоотношение двух сторон: покупателя и продавца. Продавец назначает ту цену, которая, на его взгляд, идеальна для него. А покупатель готов заплатить ту цену, которая его устраивает.

Например, картошка. Вы приходите в магазин и видите цену, допустим, 30 рублей, 60 рублей и 100 рублей. Три продавца установили свои цены в зависимости от сорта, грязная или мытая картошка, какая упаковка. Вы оцениваете все эти факторы и выбираете то, что подходит именно вам – ВЫ согласились на цену продавца (какого-то одного продавца, проигнорировав цены других).

Продавец устанавливает цены, безусловно, исходя из своих затрат – аренда, зарплата, налоги и т.п. Но, самое главное, он хочет заработать. И если покупатель готов платить больше, то почему бы не поднять цену?

Пример – кофе. В одном кафе он стоит 50 рублей, в Старбакс – 200 рублей. Это может быть один и тот же сорт кофе, но множество факторов, которые позволяют Старбакс ПОДНЯТЬ цену и самое главное – его ПОКУПАЮТ. То есть покупатели считают данную цену справедливой.

Покупатель голосует деньгами. Если на один и тот же товар много предложений, и они идентичны, то покупателю в каком-то месте проще отказаться от покупки – и найти или дешевле или более выгодно с иной точки зрения (доставка, дополнительные опции и т.п.).

И тут в проигрыше продавец – он вынужден или снижать цену или как-то подстраиваться и менять условия продаж. Если наоборот, товар редкий – то в выигрыше уже продавец и покупатель вынужден подстраиваться под него. В таких случая нередко возникают монополии и это мешает рынку. Например, если кто-то один сейчас продает маски и антисептики – этот кто-то может устанавливать любые цены на свой товар и его все равно будут вынуждены покупать.

Цены формируются или государством или рынком

  • Государственное регулирование цены. На рынке присутствует товар, допустим, молоко, по 50,70 и 100 рублей за литр. Но государство говорит, что теперь все молоко будет продаваться по 60 рублей. Соответственно, то, что продавалось по 50 рублей – в выигрыше, то, что по 70 – в небольшом минусе.

Но, например, ухудшив качество продукции, оно вполне подстроится под рынок, а то, которые было по 100 рублей уйдет с рынка, так как в убыток продавать никто не будет. В итоге, можно прийти к тому, что количество молока на полках станет меньше и всем его не хватит. Начнется дефицит и очереди.

  • Рыночная цена – количество продаж уравновешивается спросом. Проданный товар=купленный товар. Производители подстраиваются под то, что нужно покупателям (и в качестве, и в ценах), товар покупают больше, экономика растет.

Вот такая вот занимательная экономика на пальцах.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения
Загрузка Google reCAPTCHA