Специалист по выбиванию долгов: как следует вести себя с коллектором

Специалист по выбиванию долгов: как следует вести себя с коллектором

Наверняка многие заемщики, имеющие непогашенные кредитные долги или несвоевременно осуществляющие платежи в счет погашения займа общались с так называемыми коллекторами - специалистами, занимающимися "выбиванием долгов". Методы воздействия, которыми пользуются коллекторы не всегда бывают законными и гуманными. В качестве «расправы" с неплательщиками широко используются запугивание административной и уголовной ответственностью, регулярные телефонные звонки, в том числе в ночное время, грубое моральное давление, введение должника в состояние смятения. Вместе с тем, не стоит забывать, что любая коллекторская фирма должна действовать в соответствии с законодательством и при совершении каких-либо противоправных действий в отношении должника, он всегда имеет право на защиту.

Если заемщик не погашает в установленные сроки долг по взятому кредиту, то банк может передать этот долг коллекторским фирмам. Банк в данном случае может либо полностью перепродать кредитный договор коллекторам, либо передать договор займа «в аренду» на определенный срок.

Вместе с тем, любому заемщику будет полезно знать, как вести себя и общаться с коллекторами.

Основной рычаг воздействия коллекторов – телефонные переговоры. Если коллекторы очень настойчивы, прозванивают не только в дневное время, но и ночью, звонят из разных коллекторских агенств, то для собственного спокойствия лучше сменить телефонный номер.

Если сотрудники продолжают звонить родственникам или на рабочие номера телефонов, при этом распространяют порочащую честь и достоинство информацию, то заемщик имеет право обратиться в прокуратуру с заявлением о клевете и нарушении личной жизни. При посещении коллекторов в ночное время суток должник может обратиться в полицию и написать заявление о посягательствах на неприкосновенность жилища. При угрозах и каких-либо попытках физического воздействия также рекомендуется обратиться в полицию.

Итак, перечислим основные правила общения с коллекторами:

1) Если вам позвонил работник коллекторского агентства, уточните его реквизиты: ФИО, название агенства, должность. При отказе в предоставлении таких сведений прекращайте разговор.

2) Предупредите сотрудника о том, что телефонный разговор будет записан на диктофон, - это позволит более конструктивно построить разговор и охладить его пыл. Кстати, запись с диктофона может служить доказательством в суде. Сохраняйте номера телефонов от звонивших коллекторов, смс-сообщения.

3) Если звонит новое коллекторское бюро, то потребуйте документы, подтверждающие право данной организации на работу с вашим долгом.

Для защиты своих прав также можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор: контролирующая организация займется проверкой коллекторского агентства и помимо этого в случае необходимости будет представлять интересы заемщика в суде. При нарушении прав гражданина с жалобой можно обратиться в Национальную Ассоциацию Профессиональных Коллекторских Агентств» («НАПКА»).

Конечно, лучше не допускать ситуаций, в которых общение с работником «по выбиванию долгов» окажется неизбежным. При каких-либо материальных трудностях с оплатой кредита всегда можно найти выход и договориться с банком. Финансовое учреждение может предложить несколько вариантов по урегулированию ситуации: реструктуризация долга, реализация залогового имущества, отсрочка платежа.

Помните, что если суд признал вас неплательщиком, то последующее уклонение от уплаты долга может повлечь уголовную ответственность.