Инвестиционная политика России в кризисных условиях

Инвестиционная политика России в кризисных условиях

На дворе финансовый и экономический кризис, усиленный стараниями наших «друзей» из-за океана. В этих условиях наиважнейшей задачей российского государства является всемерная активизация работы в области инвестиций в материальное производство, научные исследования, культуру и социальную сферу. Очевидно, что преимущественное вложение капитала должно быть в реальный производственный сектор, как государственный, так и частный. Именно это направление способно восстановить и преумножить на новом технологическом уровне наиболее передовые отрасли нашего хозяйства, восстановить научно-производственные подразделения. Они позволят естественным образом соединить науку и производство. Наряду с этим такой подход даст возможность преобразить сельское хозяйство, развить транспортное хозяйство.

Для выполнения задачи повышения активности в области инвестиционной деятельности следует иметь в виду обеспечение социальной общественной стабильности, гармоничной работы по аккумулированию государственных финансов, а также предпринимательских кругов и населения, на реализации проблемы не только разработки путей скорейшего и максимального объема инвестиций, но и скорейшей их материализации. Одним из направлений мобилизации этих ресурсов является возврат российских денежных ресурсов из-за рубежа и привлечение новых источников инвестирования финансовых ресурсов в развитие национального хозяйства.

Хочется отметить те средства, с помощью которых могут быть реализованы названные выше направления. Среди них нельзя не назвать такой инструмент, как разумное налогообложение. Оно должно быть достаточным для формирования бюджета, вместе с тем оно не должно быть неразрешимым бременем для предпринимательства. Причем, не только для отечественного предпринимательства, но и для иностранных инвесторов, чей вклад в развитие нашего народного благосостояния должен дать положительные результаты. Другим средством может быть оптимизация доли амортизационных отчислений в себестоимости продукции и обеспечение их разумного использования. Повышения эффективности деятельности, связанной с инвестициями, следует ожидать и в результате образования и использования гарантийных инвестиционных фондов на уровне федерального и региональных бюджетов. Нельзя упускать из вида развитие инвестиционных активов государства, включая и фонды государственных предприятий. Немаловажна здесь и финансовая составляющая. Так, важным было бы направление, связанное с залогом собственности, лизингом. Необходима поддержка страхового сектора финансовой сферы, развитие банковского сектора и взаимодействие двух последних. Это позволит обеспечить непосредственное страхование коммерческих рисков, которые несут не только банковские учреждения, но подразделения сектора реальной экономики. В этом ряду актуально создание и развитие лизинговых компаний, превращения их в единую финансово-экономическую сеть с участием как государственного, так и частного капиталов. Это во многом будет способствовать развитию производства в сельском хозяйстве, а также на уровне малых и средних предприятий промышленности. Отдельно стоит сказать в этой связи о целесообразности образования и развития сети паевых фондов для инвестиций. Уже доказана их эффективность. И государство должно быть в этом деле не только главным контролером, но и активным участником. Все названные меры в большой степени будут способствовать развитию и применению всех форм мобилизации капитала для жилищного строительства, в том числе и ипотечного кредитования.

Как уже говорилось выше, стимулирование возвратного потока денежных средств в Россию из-за рубежа. Россия представляет собой естественный рынок для реализации средств, предназначенных для инвестиций. Поэтому следует приложить все силы, чтобы доказать предпринимателям всех стран объективную привлекательность российского рынка, несмотря на всякого рода санкции административного и экономического характера. Поэтому здесь потребуется взаимодействия государственных институтов и капитала.

Реализация это направления возможна при некоторых мерах государственного регулирования и управления. Среди них необходимо назвать принятие общероссийской стратегии развития. Из нее должно быть ясно, какие сферы национального хозяйства и различные регионы в первую очередь будут получать поддержку государства, какие финансовые, экономические и организационные инструменты будут действовать в длительной перспективе. В этом ряду следует упомянуть приведение в соответствие с мировыми правилами законодательно-нормативной базы в сфере инвестиций. Весьма важным является постоянное подтверждение отечественным и иностранным инвесторам твердых и равных прав и возможностей при ведении бизнеса в России. Этому будет способствовать выдача и предоставление кредитных линий под поставку новой техники и технологии и современного оборудования, а также под реструктуризацию депрессивных отраслей экономики и промышленных регионов. Одновременно с этим важное значение будет иметь создание совместных с российскими хозяйствующими субъектами финансовых и страховых международных организаций, действующих в инвестиционной сфере, а также управленческих структур, имеющих своим предназначением поиск путей для обеспечения льготных условий инвесторам, в том числе и зарубежным, выгодных российской экономике.

Все названные средства восстановления экономики России путем инвестиционных вложений являются необходимыми, но в основе всего лежат главные из них - инвестиции в развитие науки и технологий, которые являются базовыми отраслями движения вперед общественного производства.

За период экономических и общественных преобразований в России в науке и технологических достижениях страны произошел серьезный системный спад, если не сказать - разрушения. В разы сократился объем исследований в науке, опытных и конструкторских разработок (НИОКР). И поскольку на долю науки, техники и технологий приходится основная часть национального дохода, ослабление этой отрасли хозяйства ведет к существенному снижению экономических средств в целях социального развития страны, ее производственного потенциала, конкурентоспособности продукции, а также роли ее экономики в мире.

На полках научно-исследовательских и проектных организаций мертвым грузом годами лежат крупные научные открытия, а также конструкторские и технологические решения. Еще сохранившийся кое-где потенциал научно-технической мысли, выработанной в рамках прежней социально-экономической системы, остается нереализованным. В этих условиях производительные силы и другие составляющие экономики страны обречены на застой и деградацию. Ввиду игнорирования достижений отечественных ученых и инженеров возрастает зависимость России от других государств.

На научную продукцию затрачиваются сотни миллиардов рублей. Поэтому на это сегодня необходимо посмотреть по-новому. Надо провести лицензирование научных разработок и изобретений на основе сплошной инвентаризации, отыскать исследования и проекты, соответствующие мировому уровню, и предъявить на рынок научной, технической и технологической продукции. По различным оценкам доход бюджета от ее реализации (включая объемы мирового рынка) сопоставим, например, с нефтяными и газовыми объемами страны.

Таким образом, ключевая роль государства в регулировании направлений и масштабов развития экономики принадлежит достижениям науки, техники и технологии. И главным в современной системе этого регулирования является выбор приоритетов развития на длительный период, создание стратегического механизма его стимулирования.

Следует отметить, что этим не ограничиваются те направления, по которым могла бы развиваться инвестиционная деятельность в стране. Достаточно сказать, что одним из действенных путей является широкое участие государства и коммерческих структур в финансовых инвестициях. Это во многом дополнило бы вклад в развитие социально-экономического потенциала России. Однако в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все стороны инвестиционного процесса. Поэтому о финансовых инвестициях мы расскажем в наших дальнейших публикациях.